Сатаев Рустам (detectiv_ufa) wrote in ufa,
Сатаев Рустам
detectiv_ufa
ufa

Categories:

История Третьей соборной мечети г. Уфы

в начало

Часть 3 предыдущая глава

Махалля Третьей соборной мечети и её представители

5LMHKWFsR3Y 222.jpg

Первый имам-хатып Мухаммедсабир Мухаммеджанович Хасанов (15 февраля 1866 – 20 апреля 1924)


По национальности татарин. По происхождению крестьянин д. Бакаево Бугурусланского уезда Самарской губернии. Окончил медресе в деревне Куруч Белебеевского уезда. Затем для поступления в медресе муллы Джамалетдина бин Субханкул аль-Казанлы переехал в Троицк Оренбургской губернии. После кончины Джамалетдина перешёл к мулле Зайнулле Расулеву. При этом медресе окончил также русский класс, о чём получил положенное свидетельство. Состоял указным муллой. До 1903 преподавал мусульманское учение в городе Троицке. С 1903 года имам-хатып Третьей соборной мечети Уфы и мударрис находящегося при ней медресе. Состоял в Уфимском мусульманском благотворительном обществе. С мая 1906 участвовал в издании в Уфе религиозной газеты «аль-Галами аль-Ислами» («Мусульманский мир»). На момент выборов в Думу политические пристрастия М. Хасанова были близки к платформе Конституционно-демократической партии и «Мусульманского союза».

6 февраля 1907 был избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Уфимского губернского избирательного собрания. Вошёл в состав Мусульманской фракции. Выступал с думской трибуны по вопросу о декларации Совета министров. Будучи депутатом, писал статьи для журнал «Дин ва магыйшат» с новостями о деятельности мусульманских депутатов и фракции в целом.

После разгона Думы, вернувшись в Уфу, вновь приступил к обязанностям имама. В 1908 редактор либерального журнала органа Оренбургского магометанского духовного собрания в Уфе «Маглюмат» («Известия»). Из-за того, что Хасанов через журнал информировал читателей об идеях мусульманских съездов, по рекомендации властей исключён из состава редакции. Позднее входил в более умеренную часть мусульманского духовенства.
На 3-м Всебашкирском курултае был избран в состав Духовного управления мусульман Башкурдистана, вышел из него в апреле 1918 года.

Материал взят из Википедии


Сатаевы

Давным-давно Сатаевы переехали в Башкирию из Поволжья и на берегу реки Чермасан основали деревню Ресмекеево Кушнаренковского района Башкирии.

В настоящее время известно о 14 коленах данного рода проживавших и проживающих только в Башкирии. Также с этой фамилией можно встретиться в средней Азии, Казахстане, Кавказе, Сибири, Дальнем востоке. Не будем углубляться в генеалогию, т.к. это займет много времени.

Отличительной особенностью данного рода, имеющего происхождение от мурз, является потребность в образованности, которую в прошлом для тюркоязычных мог дать только ислам. Например, Сатаев Махмуд получил образование в Турции и преподавал в медресе «Галия» в начале 20 века, фамилия Сатаев упоминается в списках служащих Третьей соборной мечети и, поэтому, дом Сатаевых по адресу: Уфа, ул. Нуриманова 14, с 1930 года находится в непосредственной близости к Третьей соборной мечети - месте традиционно отведенном для священнослужителей.

10.jpg

Фото 1917 года
Сатаева Нагима Абдрахимовна 1893г. - 1944г.
Сатаев Мухутдин Ягфарсадыкович 1891г. – 1934г. основатель дома г.Уфа, Нуриманова 14

3.jpg

Сатаев Карамтдин Ягфарсадыкович Германия 1917 год

2.jpg

Сатаев Карамтдин Ягфарсадыкович Германия 05 марта1920 год

Если посмотреть на фотографию Третьей соборной мечети, то с левой стороны виднеется крыша дома Госпитальная 15 – дом первого имама-хатыба Хасанова (дом уничтожен), а с правой стороны, рядом с медресе Хасания, виднеется крыша дома Нуриманова 14 – дом имама Сатаева.

Пришедшие в Башкирию татары несли с собой закон и просвещение. Наглядным примером являются документы, которые мы рассмотрим ниже.

Договор о праве застройки свободного земельного участка Уфа, Нуриманова д.14 1930 год.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

Вышеуказанным Договором о праве застройки свободного земельного участка в гор.Уфе от 07 апреля 1930г. Сатаеву Мухутдину Ягфарсадыковичу был выделен земельный участок рядом с Третьей соборной мечетью (здание медресе «Хасания» - ныне Нуриманова, д.16), в которой Мухутдин служил муллой, а его жена Сатаева Нагима Абдрахимовна пекла на продажу хлеб.

Были соблюдены все градостроительные правила постройки дома, о которых в наш информационный век знают и соблюдают не все строители – застройщики.

Нотариальный договор купли-продажи бани без фундамента между Хасановыми и Сатаевым  1929 год

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Из другого документа следует, 01 июля 1929г. Сатаев Мухутдин приобрел на основании Сделки купли-продажи строения, у Хасановых, проживавших в д.15 по ул.Госпитальная (дом уничтожен), бревенчатую баню без фундамента, крытую тесом, с дощатыми сенями, под тесовой крышей.

Данная сделка купли-продажи удостоверенна нотариусом!!!

В те суровые времена, когда шла борьба с неграмотностью, махалля Третьей соборной мечети жила по правилам и законам образованного культурного общества.

И в завершении данного поста, чтобы наглядно проникнуться духом мусульманской общины, предлагаю посмотреть уникальные кинокадры Курбан байрам, Казань 1945 год.

«Военнослужащие и демобилизованные объясняли свой поступок тем, что на фронте они дали слово - "нәзер әйттек": если останутся живыми, то обязательно принесут жертву - курбан, благодаря таким образом Всевышнего».




Продолжение следует...
Tags: ufa's history, Башкорстостан, улицы Уфы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments