Сатаев Рустам (detectiv_ufa) wrote in ufa,
Сатаев Рустам
detectiv_ufa
ufa

Categories:

История Третьей соборной мечети г. Уфы

СОБСТВЕННОРУЧНОЕ ПОКАЗАНИЕ
Обвиняемого КАМАЛЕТДИНОВА Зияутдина /Парвазетдина/ Ямалетдиновича.


1.jpg

2.jpg

3.jpg

СОБСТВЕННОРУЧНОЕ ПОКАЗАНИЕ
Обвиняемого КАМАЛЕТДИНОВА Зияутдина /Парвазетдина/
Ямалетдиновича.
29 марта 1939 года

Я, КАМАЛЕТДИНОВ Зияутдин (Парвазеддин), 1873 года рождения, родился в д. Кляшевой Чишминского района Башкирской республики, сын крестьянина-бедняка.

Учиться начал в д. Кляшевой в начальной школе на татарском языке, потом в г. Уфе в Усмановском медресе, которое было средним религиозным учебным заведением. Одновременно в медресе я был хальфа (учитель) по арабскому языку. Потом уехал в Турцию, чтобы дополнить свое образование. В Турции окончил среднюю школу (1898–1900), после чего учился в Египте в городе Каире, там окончил богословский факультет (1900–1903). После этого еще учился в Аравии в городе Медине. Там обучался арабской литературе и изречениям Мухаммада (Хадисы) (1903–1904).

Когда я отправился в Турцию на учебу, материально помогал мне муфтий СУЛТАНОВ Мухамадияр (35 руб.) и крымские мусульмане. Когда я остановился в Крыму для получения заграничного паспорта, тогда бахчисарайские мусульмане, узнав, что я бедный ученик, между себя собрали около 60 руб. денег. Во время учебы уфимский торговец НАЗИРОВ Садретдин посылал 200 рублей, когда я проживал в Египте – Каире (1900–1903).

Когда я вернулся в Уфу в 1905 году, то поступил преподавателем в Уфе в мусульманское медресе. Потом я задумал построить новое медресе, чтобы было возможно преподавать науку и религию. По этому поводу я обратился к муфтию СУЛТАНОВУ. И, получив его согласие, начал строить медресе «Галия».

В 1906 году в квартире Султан-Салимгерей ДЖАНТЮРИНА были в гостях: муфтий СУЛТАНОВ, НАЗИРОВ Садретдин, НАЗИРОВ Батретдин, ЯГУДИН Фатхулла, ДЖАНТЮРИНА Суфия, ШАЙХИ-ГАЛЕЕВА Магипарваз, АХТЯМОВА Гульсумбика.

Султанов предложил присутствующим принять участие в стройке нового медресе, где будет введена светская наука. На это присутствующие согласились и начали сбор средств: пожертвовали: ДЖАНТЮРИНА Суфия – 20 000 руб., НАЗИРОВ Садретдин – 20 000 руб., ШАЙХИ-ГАЛЕЕВА Магипарваз – 3000 руб., АХТЯМОВА Гульсумбика – 3000 руб., ЯГУДИН Фатхулла – сто тысяч кирпичей, НАЗИРОВ Батретдин – 1000 руб.

В 1906 году медресе «ГАЛИЯ» было открыто.

В 1906 году я начал преподавать в медресе «ГАЛИЯ» и был директором (мудир). Директор должен быть муллой, я принял сан муллы и был муллой с 1906 года во 2-й Соборной мечети, где первоначально находилось медресе «ГАЛИЯ».

Медресе «ГАЛИЯ» закрылось, когда пришла Советская власть.

Потом я был муллой в 3-й Соборной мечети в городе Уфе.

Сан муллы в 1929 – 1930 годах снял. В 1923 году был выбран мусульманским съездом членом ЦДУМ, где и работал до 1936 года.

Когда я преподавал в медресе «ГАЛИЯ», ввел в преподавание Ислама следующие реформы: отбросил разные легенды и суеверия и показал, что религия Ислама должна состоять только из Корана.

Когда я был в городе Медине (1903 год), то туда приехала на паломничество Багупельская царица Гульзиган Байгам. Мы, татарские ученики, обратились к ней с призывом, и я произнес короткую речь, в которой просил, чтобы она освободила индийских мусульман от ига англичан.

Когда я возвращался из Египта в Россию, в пути остановился в городе Баку и, чтобы добыть средства на дальнейшую дорогу, мне пришлось написать одну статью в газету «ХАЯТ» о реформах в религии Ислама. Прочитав мою статью, бакинский миллионер ТАКЕЕВ позвал меня к себе, поблагодарил за эту статью и дал 50 рублей денег.

У меня имеются труды: 1) Перевод Корана на татарский язык, 2) Философский догмат (4-й том), 3) Философский догмат (2-й том), 4) Дини Тэдбирлэр (Мероприятия в религии Ислама), 5) Аллах Гадалаты. Все труды были напечатаны до революции, перевод Корана не печатан.

Мой взгляд на религию.

Все религии основаны на моральном принципе – любите делать другому то, что любите делать себе. Однако духовенство разными толкованиями разложило этот принцип и создало такое толкование, что невольно было создано враждебное отношение между верующими. Религия Ислама ближе к жизни и научному материализму. Религия Ислама – интернациональная религия.

Татарская нация – способная, но во время царизма не получала светского образования, поэтому считалась отсталой нацией. Мой взгляд на татар, которые принимают бракосочетание с христианами и дают детям немусульманское имя, таково: если смотреть на это с точки зрения Корана, то это не противоречит религии Ислама.

Турецкий народ всегда переживал гнет европейского колониализма, поэтому его экономическое состояние плохое, турецкий народ ленивый.

Англия – страна, которая имеет много колоний. Я был в Каире. Английский народ очень гордый, они сильно эксплуатируют мусульманские народы.

Япония хочет объединить азиатские народы под лозунгом «Азия для азиатов».

Мой взгляд на новый латинский алфавит. Алфавит не послан от Аллаха, алфавит есть только знак для слога, латинский шрифт легче, чем арабский, дети на нем скорее учатся читать и писать.

Камалетдинов

Допрос начат в 10 часов, прерван в 12 часов.
Допросил: оперуполномоченный 3-го отдела УГБ сержант ГБ: Подпись.

Источники:
Педагогический журнал Башкортостана №3 (28) 2010, стр. 152-154, История образования, Ю.В.Ергин, Зия Камали – Основатель Медресе «Галия»: Трагические 30-е годы.
Tags: ufa's history, Башкорстостан, городские легенды, культура, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments